Serguey Zefirov (thesz) wrote,
Serguey Zefirov
thesz

Category:

Водительское.

Я когда-то водил машину, BMW 320i E36. Почти такую. И сейчас буду задвигать про всякие машины, дыхание и прочее.

Водил я недолго, а затем долго изучал разнообразную теорию насчет вождения.

Ну, ладно, сперва несколько анекдотов.


Я отвез брата куда-то на Ленинский и возвращался обратно. И что-то я почувствовал себя настоящим шумахером и решил погоняться с каким-то джипом, и что самое интересное, обогнал! К тому времени стажа у меня было всего ничего, типа, пять раз выезжал в город самостоятельно, без друга-инструктора (alwe). И так это меня раззадорило, что мчался я без устали аж до самого конца Ленинского, до поворота на Теплостановский проезд. Надо сказать, что и быстро разгоняться и быстро тормозить я тогда еще не умел совсем, не то, что сейчас. Сейчас я и разгоняюсь, и торможу уже не совсем умело, в отличии от тогдашнего "совсем неумело." Ну, и, натурально, затормозить на этой мерзкой февральской каше я боялся, поэтому сбрасывал газ потихоньку. А надо еще перестроиться из крайнего левого в крайний правый!.. В общем, к повороту на Теплостановский я подъехал на приличной для зимы скорости, километров сорок в час.

Поворот на Теплостановский сделан в виде проезда под Ленинским: там пара крутых поворотов с небольшим радиусом и к нему надо уходить вниз. Куда оттуда девают воду, я не знаю, но та зимняя каша была там в достаточном количестве. Поэтому при съезде вниз я тормозить побоялся (вдруг занесет?!) и, когда подъехал к первому повороту, просто повернул руль влево. На сорока километрах в час. На позднезимней снеговодоледяной каше. Будь, что будет, типа.

И эта бэшка просто взяла и повернула.

Все.

И для меня это до сих пор источник удивления. ;)


От избытка денег (и такое со мной тоже случалось) я зимой снял на месяц нашу 99-ю Ладу. В конторе под названием Элекс-Полюс. До этого я брал у них на пару недель восьмерку, и она меня порадовала своей ухоженностью и общей бодростью.

99-я от восьмерки отличалась разительно. Она, во-первых не имела приятной восьмерочной жесткости, была тяжелее и вся какая-то никакая. Зато я попробовал езду на переднеприводной машине по зиме.

Делайте со мной, что хотите, но мне не понравилось. Та приснопамятная беха была совершенно без электроники, как и эта 99. Но у бехи я мог при перестроении на большой скорости через снежный нанос просто чуть убавить газ и перестроиться так, как мне надо без потери управляемости, а на Ладе мне приходилось ловить ее подруливанием после таких перестроений. И если моей любимой погодой на бэхе был снегопад (какой кайф по нему кататься! я, вообще, учился водить машину зимой), то здесь -- чистая ясная погода после тщательной уборки улиц.


Сравните сами: у заднеприводной машины сзади находится что? правильно, мост. А у переднеприводной только пустота. К заднему мосту идет кардан, дополнительно оправдывая центральный тоннель, являющийся лишней тратой веса на переднеприводной. Поэтому вес заднеприводной машины распределен вдоль всей длины равномернее и встретить развесовку 50:50 по осям у заднеприводных можно гораздо чаще, чем у переднеприводных. У переднеприводной машины компоновка двигательного отсека должна быть такой, чтобы подавать мощность на колеса без проблем. Поскольку на компоновке часто экономят, конструкторы просто поднимают мотор повыше, чтобы было проще. Это, соответственно, поднимает центр тяжести машины, что ухудшает ее устойчивость и увеличивает крены в поворотах. Сравните, к примеру, высоту капота Audi A4 и BMW 3xx или, даже, заднеприводной MB малого класса. У BMW и Mercedes он, во-первых, визуально ниже, а во-вторых, реально ниже. ;)

Поскольку статью, где один американец очень хорошо объяснял про то, на что влияет развесовка и задний привод, я не нашел, я попытаюсь воспроизвести те мысли своими словами. Мне, само собой, скажут, если (и где) я неправ.

Итак, поехади.

Посмотрите на то, как машины стартуют со светофора. Все они, как одна, во время ускорения приседают на задние колеса. Ага. Задние колеса при старте нагружаются у всех машин, а передние, наоборот, облегчаются. Поэтому, если мы поставим ведущие колеса сзади, то при старте (и, вообще, ускорении) мы будем иметь преимущества перед переднеприводными машинами. Объяснить его очень просто: машина движется за счет силы трения, мешающей проскальзывать колесам. Сила трения, в свою очередь, зависит от нагрузки на колеса. Чем нагрузка больше, тем больше сила трения и тем большее ускорение можно придать машине.

Что самое интересное, если вы едите на большой скорости и резко прибавили газу, то машина снова присядет на задние колеса.

При торможении у нас будет обратный эффект, теперь нагружаться будут передние колеса. А передние-то у нас отвечают за поворот машины! И что самое интересное, поворот машины обеспечивает все та же сила трения. Только на этот раз она препятствует сносу передних колес машины в сторону от траектории. Да и вообще, сносу машины в сторону. Поэтому, если надо резко повернуть, то надо для этого хорошо затормозить. Даже если вы просто резко сбросите газ, этого уже будет достаточно для того, чтобы машина вошла в поворот лучше, чем если бы вы просто продолжали ехать с той же скоростью.

Однако, не все так просто. Смотрите сюда. Во время поворота особенно сильно нагружается переднее внешнее колесо. А остальные, соответственно, разгружаются.

Вот, простой эксперимент. Возьмите книгу, положите ее на стол и одной рукой надавите на ее середину. А теперь другой рукой попробуйте повернуть ее за какой-нибудь угол. Трудно? Хорошо. Теперь надавите на ту же книгу на том же столе, но только теперь давите на ее угол, а поворачивайте за свободный. Теперь она поворачивается гораздо легче, правда ведь? Вот мы и смоделировали поведение машины в повороте -- нагрузка ложится большей частью на один угол машины, все остальные углы ослаблены. На все части машины действует центробежное ускорение, которое и может отправить машину в неуправляемый разворот.

Вот здесь начинает играть роль развесовка машины. Если она у нас изначально была близка к равномерной (одинакова для всех колес машины), то при повороте она будет ближе к идеальной (давим в центр), чем в любом другом случае. А случаев всего два: мы перегрузили переднюю ось (американские машины и большая часть переднеприводных) и перегрузили заднюю ось (заднемоторные машины, например, Porsche или итальянские спортивные машины). В первом случае им стоит всего лишь порезче повернуть и они начинают крутиться на месте (в полицейских фильмах восьмидесятых это хорошо фидно). А во втором случае необходимо как следует тормозить перед поворотом, поскольку машина, чегой-то, поворачивать не хочет.

что самое интересное, мы можем чуть-чуть улучшить ситуацию с нагрузкой на колеса в повороте, если после захода в поворот мы по чуть-чуть начнем прибавлять газу. Тогда у нас машина будет стараться присесть на задние колеса, давая на них дополнительную нагрузку, удерживая, тем самым, машину от сноса и давая нам пройти поворот на чуть более высокой скорости.

А проходить поворот надо на выдохе -- этому учат в школе вождения BMW (сам я там не был, только читал). До тех пор, пока надо вкручивать машину в поворот, надо плавно выдыхать и начинать вдох надо тогда, когда машина начинает выходить из поворота.

Это как при растяжке -- садишься на шпагат, выдыхай, плавно и долго. Как только надо вдохнуть, чуть сними нагрузку. Или при ходьбе. Или при изометрических упражнениях... ;)


Ну ладно, я уже устал. Да и вы, наверное, тоже.

Просто меня сегодня прокатили на кабриолете Porsche 911. И я даже выпросил посидеть в кресле водителя, пока мотор не заведен. ;) "Попереключал" скорости. Они ложатся в свои гнезда так, как будто знают, что ты хочешь сделать. Тормоз тууугооой!.. А на третьей он рвет с 80км/ч так, как 99-я не рванет с легкого разгона на первой.

Хотел еще сегодня рассмотреть Saab 9-3, что обычно стоит на Серпуховской в районе больницы, но сегодня его там не было. Чем-то он мне напоминает тюнингованные Лады 10-го семейства...

Subscribe

  • Смею заметить.

    Увеличение цен на газ приводит к обнищанию Европы. Нищих проще поднять на войну. На этом у меня всё.

  • Знаки

    Чтобы система поддержки цепочки блоков была по-настоящему справедливой, необходимо, чтобы любой бит в блоке был неотличим от любого другого бита. В…

  • Случайный поиск.

    Вот пример решателя SAT, основанного на случайном поиске вокруг текущего присваивания: http://fmv.jku.at/yalsat/ Основной алгоритм у него таков:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments